Проблему нехватки водителей категории D и возможные пути ее решения обсудили депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.
При Заксобрании даже создана рабочая группа комитета Законодательного Собрания по транспортной, промышленной и информационной политике по поручению Председателя Андрея Шимкива.
Заместитель министра — начальник управления профессионального образования и подготовки трудовых ресурсов Министерства образования Новосибирской области Андрей Головнин сказал, что ежегодно в образовательных учреждениях Новосибирской области в рамках освоения программ среднего профессионального образования порядка 400 ребят проходят подготовку на водителя категории С. Автошколы в общеобразовательных учреждениях организовать практически нереально. Тем не менее, после рассмотрения возможностей системы среднего профессионального образования в региональном Минобре сделали вывод, что обучение водителей категории D можно наладить на базе учреждений в городах Куйбышев и Татарск, в Тогучинском и Маслянинском районах.
Руководитель Новосибирского регионального отделения ДОСААФ России Виталий Шадрин посетовал на недостаток желающих обучаться: «У нас подготовка водителей категории D проходит в Карасукском и Сузунском районах, и в городе Бердске. По итогам 2023 года было подготовлено около 50 человек в целом. Основная масса – в городе Бердске, в Сузуне и Карасуке – меньше десяти человек». Но в целом он выразил готовность сотрудничать, поскольку в ДОСААФ уже имеются готовые образовательные организации с материально-технической базой и педагогами.
Валерий Ильенко отметил, что проблема усугубляется низкой зарплатой. Хотя известны предприятия, где водителю категории D предлагают в месяц 100 и более тысяч рублей, и там тоже дефицит кадров.
По статистике Минтруда, в региональном банке вакансий – 222 вакансии водителей категории D.
Около пяти лет назад вопрос рассматривался, напомнил депутат Сергей Титков, и депутаты посещали новосибирские автошколы, изучали условия для обучения в сельских районах. Ситуация с тех пор не улучшилась, констатировал парламентарий: «В возрасте 65 лет водители работают на школьных маршрутах, и если они уйдут, вообще некому там будет работать».
Рабочая группа поддержала предложение Министерства образования – на базе Татарского, Маслянинского и Тогучинского районов решить вопрос по финансированию переоборудования автодромов. И рекомендовала Правительству Новосибирской области активизировать работу в рамках программы развития инфраструктуры обучения водителей в Куйбышеве, а Управлению ГИБДД – рассмотреть вопрос о сдаче экзаменов на территориях обучения. В дальнейшем, убеждены депутаты, следует проанализировать эффективность подготовки водительских кадров.
«В Маслянино, Тогучине и Татарске есть колледжи, которые могут готовить водителей категории D. Это потребует дополнительных бюджетных средств в пределах 50 миллионов. И на базе политехнического колледжа в Куйбышеве будут созданы условия. Сделать это необходимо: сегодня очень большая потребность в кадрах водителей категории D. И следующий вопрос, над которым мы будем работать, – увеличение заработной платы водителей данной категории. Это тоже необходимо и является важным фактором привлекательности данной профессии», – подчеркнул Валерий Ильенко. По мнению главы транспортного комитета, в перспективе – обсуждение целевой программы поддержки пассажирского транспорта.